Соловей: «Из моей любви возникает моя песня…»
Й. Босхиус, 1702 г.
Действительно, о чём же на самом деле поёт соловей?
Это решает каждый наслаждающийся его пением слушатель сам, то есть мы с вами. И зависеть это будет от различных факторов:
– где и в каких условиях мы его слушаем – дома в записи или вживую в природной среде;
– в городе, где параллельно слышны и другие «технические» звуки, или в живописной сельской местности, в цветущем саду;
– днём или в лунную майскую ночь;
– наедине с самим собой или вдвоём, группой, массово;
– настроения или душевного состояния;
– наличия музыкального слуха, образованности…
Учёные-орнитологи имеют своё, научное, мнение. Они утверждают о сходстве мироощущения человека и соловья. По своему ритмическому строю соловьиная песня напоминает отчасти нашу собственную речь. Поэт Николай Николаевич Асеев в стихотворении «Соловей» подтверждает это:
Песне тысяча лет,
а жива:
с нею вольно
и радостно дышится;
в ней
почти человечьи слова,
отпечатавшись в воздухе,
слышаться.
Её нельзя объяснить логически, каждый соловей «сам себе режиссёр», сам выстраивает очерёдность трелей и определяет их количество.
«Пение соловья единственно в своем роде, оно недостижимо, неподражаемо. По глубине и смыслу оно соперничает с пением человека и во много раз превосходит его полнотою и красотою звуков. Вечно изменяясь, оно сохраняет, однако, полнейшую гармонию…», – так восхитительно в 19 веке писал о соловье немецкий учёный Альфред Брем.
Известный российский орнитолог, профессор Лев Борисович Бёме с своей знаменитой книге «Певчие птицы» сформулировал ответ на этот вопрос так: «Пение птиц является выражением той избыточной энергии, которая накапливается в организме, выходом этой энергии, превращением её в динамическое состояние, особенно проявляющееся весной в период размножения… Птица поёт не потому, что она хочет что-то сказать и выразить звуками своей песни, а потому, что она не может не петь».
И в разных случаях соловей поет неодинаково. Наибольшим стимулом к пению является у него брачный период.
«Незабываемое чувство упоительного волнения всякий раз овладевает душой, едва лишь её коснутся удивительные по своей силе и красоте волшебные трели. Они принадлежат соловью – той хрупкой и осторожной птичке с тёмными выразительными глазами, чей проникновенный голос на многие часы и вёрсты гулко разливается по лунной ряби водной глади или эхом рассыпается вдоль ночной степи, скитаясь между островками притихших дубрав.» – так о главной птице своей жизни, соловье, которого он называл ещё «певчим бриллиантом Природы России», писал Михаил Владимирович Штейнбах.
Слушая соловья, дивишься то разнообразию волшебных звуков, то их полноте и необычайной силе.
Песни курского соловья отличаются звонкостью, полнотой и силою звука. Нас восхищают чистые, глубокие и отчётливые звуки, громкость их исполнения.
Как заметил московский орнитолог, профессор МГУ Г.Н. Симкин, вместе М. Штейнбахом записавший и тщательно изучивший тысячи соловьиных песен, «… у таких певцов издавна ценились необычный строй песни, совершенство исполнения колен, полнота и глубина звука и умение чередовать песни своего репертуара, недоступное для ординарных певцов.»
«С величайшим вкусом отбираются в песню самые яркие из лесных звуков. И эта работа лучше всего получается у соловьёв курских» (Василий Михайлович Песков «Спасские соловьи», 1985).
Музыкальная культура людей имеет прямое отношение к пению птиц. Чтобы петь или сочинять песни, человек должен слушать музыку природы.
Особенно она проявлялась в те недалекие времена, когда не было граммофонов, патефонов и плееров, пластинок и лазерных дисков. В XVIII веке возникла городская мода на содержание певчих птиц в неволе. В русских трактирах их заменяли клетки с соловьями. Традиция содержания соловьёв в домашних условиях существует и по сей день.
Учёные-орнитологи современности доказывают, что соловьиное пение оказывает особое влияние на человека, усиливает в нём позитивные эмоции, пробуждает чувства прекрасного, приводит в равновесие все процессы, происходящие в человеческом теле. Поющая птица созидает гармонию души, психики и тела, исцеляет и облагораживает душу человека, успокаивает, веселит, настраивает на романтический лад. Насладившись соловьиным пением, человек становится мягче, добрее, работоспособнее. Потому и величают соловья в народе души правителем.
(Методы воздействия пения птиц на здоровье человека в медицине называются орнитотерапией.)
«Песни этих птиц действуют успокаивающе, – говорит профессор, врач-рефлексотерапевт Александр Озолин. – Соловьиные трели помогают расслабиться, забыть о суете и шуме машин. Люди могут даже впасть в своеобразную медитацию под звуки этой песни. Кроме того, соловьиные трели развивают воображение и образность мышления».
Известный русский орнитолог прошлого века К.И. Шамов так отзывался о соловье: «Это птица высокого достоинства, именно она заставляла человека и плакать в умилении, и восторгаться.»
Великий русский поэт Николай Александрович Некрасов в стихотворении «Соловьи» восклицает: «Ведь наш-то курский соловей в цене…».
А так нас просвещают курские краеведы: «На Курской Коренной ярмарке, которая в аккурат приходилась в самый разгар соловьиного пения, приезжие купцы часто покупали знаменитых птиц. А цена их была не маленькая, по тем временам. Конечно товар «проверяли», поэтому цены различались, можно было купить соловья за 100-150 рублей, но цена могла быть и больше. И.С. Тургенев, так писал о соловьях в своих воспоминаниях: «…Одного я такого слыхал у мценского купца Ш…ва – вот был соловей! В Петербурге за 1200 рублей ассигнацией продан». В имеющейся в архиве статистической ведомости, от 1836 года, есть запись – «…на Коренной ярмарке жителями Курской Ямской слободы было продано 420 соловьев».
Эта невзрачная на вид маленькая птичка обладает божественным даром – петь так, что дух захватывает у любого, даже самого закоренелого скептика. Но её жизнь вне сольных выступлений – тайна за семью печатями. И мало кому удавалось её разгадать…
В Курском крае первая песня соловья обычно слышится в самом начале мая, хотя бывает – и в самые последние дни апреля.
Люди благодарны соловьям за ту радость, которую они приносят им своими песнями. И соловьи не боятся людей, живя рядом с домами и даже в современных промышленных городах.
«Маленькая, серенькая птичка, с большими черными глазами. Великолепный, не имеющий себе равных, певец. Любимец майской ночи, очаровывающий своими бесподобными песнями даже самые жесткие сердца и очерствелые души. Художник-музыкант, вдохновитель поэтов всех времен и народов», — в таких ярких красках описал соловья профессор Д. Н. Кайгородов.
Душа русская созерцательная, мечтательная, не могла не откликнуться на пение соловья, и это восхищение выплеснулось и в песни, и в стихи. Соловей своим пением радует человека, создаёт ему настроение. А человек «в знак благодарности», воспевает его языком поэзии, музыки, живописи, изобразительного искусства. Пение соловья жизнеутверждающей темой вплетается в вечную симфонию природы и служит неиссякаемым источником вдохновения для творцов, воплощающих красоту и гармонию окружающего мира в музыкальных и поэтических произведениях. После слушания соловьиного пения «душа тянется к перу, а перо – к бумаге» говорят поэты.
Как необычайно красиво, волшебно и завораживающе поёт соловей, так и о нём высокопарно, изящно пишут мастера слова поэты:
Как он точен нотой каждой,
музыкой исполнен весь,
жаждой страсти, жизни жаждой,
кровью, перелитой в песнь.
… Слушаю в траве поляны
плотью, сутью, сердцем я,
сильный, чуткий, сребротканый,
чистый голос соловья!
«Соловьи поют», курский поэт Вадим Корнеев.
Кто как ни соловей стал учителем музыки наших далеких предков, жадно впитывающих в себя все то прекрасное, что содержалось в окружающем их мире? Запоздалой благодарностью лучшему артисту всех времен и народов появилась на свет новая наука – орнитомузыкология.
«…Едва ли можно описать или воспроизвести на музыкальном инструменте песню соловья. Можно только попробовать примерно изобразить её, как это сделал Бетховен во второй части своей симфонии, или как Игорь Стравинский в своем симфоническом произведении «Chantdurossignol». Итальянский композитор ОтториноРеспиги предложил оркестру, исполняющему его произведение «Сосны Рима», включить в некоторых местах запись соловьиного пения. А романс «Соловей» русского композитора Александра Александровича Алябьева просто состоит из соловьиных трелей.
Штейнбах М.В. Пение соловья.